English

Когда только закончилась первая выставка ГУМ-Red-Line «Одна семья», проходившая в 2019 году на первой линии ГУМа, еще в старом добром мире без масок и перчаток, нужно было понять: что дальше? Что показать в следующий раз, ожидаемый после такого яркого начала?

Довольно быстро стало очевидно, что паблик-арт и современная скульптура — самая важная тема в искусстве, на которую стоит делать ставку, и мысль эта находила свое подтверждение каждый день. Последовала встреча с продюсером и двигателем фестиваля «Архстояние» Юлией Бычковой, и было решено, что совместному проекту с ГУМ-Red-Line быть. Проект, в котором важную роль играют художники и их соавторы — те, кто строит города, кто делает лес — арт-парком, а бизнес-центры — оазисами современной архитектуры и искусства. Те, кто вместе с масштабным строительством сеет культуру. Такими стали наши партнеры и соавторы. Соавторство художника с заказчиком и с обществом — необходимая составляющая современного паблик-арта. Николай Полисский — один из важнейших художников и нашего проекта, и в целом российского и мирового искусства — создает и осмысляет свое искусство вместе с теми, для кого оно делается, — мастеровыми артели «Никола-Ленивецкие промыслы». Так и мы стали за время подготовки выставки настоящей артелью. Художники, кураторы, продюсеры, коллекционеры, архитекторы, строители, организаторы, промоутеры — все мы авторы паблик-арт-проекта «Красный сад».

Считается, что искусство никому ничего не должно, что оно в принципе существует не в парадигме причинно-следственной связи, а возникает как некая стихия, заставляющая одного человека создавать нечто, чему другие люди будут искать объяснение, любить, восхищаться или возмущаться. Похоже, это и есть искусство сегодня, но в текстах каталога вы найдете множество и других вполне четких точек зрения художников относительно задач и качеств настоящего искусства.

Диалоги с художниками — лаконичные и пространные — стали важной традицией больших выставок ГУМ-Red-Line. Нам важно услышать голоса художников, понять, что они из себя представляют, узнать и, конечно же, увидеть то, что они создают. Разговор о свойствах паблик-арта с художниками проекта «Красный сад», начатый на страницах этого каталога, привел нас к примерно следующим выводам. Паблик-арт (или искусство для общественных пространств) за прошлый век и за неполные две декады нынешнего успел себя отчасти дискредитировать, но и продемонстрировал свою мощь. Так, Николай Полисский в 2000 году начал осваивать поля, луга и леса Никола-Ленивца вместе с односельчанами и постепенно продемонстрировал новый сплав ленд-арта и паблик-арта. Он называет это «Архстоянием» — внедрением искусства в местность, вместе с людьми и для людей. Последнее условие обязательно для направления, что отличает его от более отстраненного лэнд-арта, способного обходиться без зрителей.

Новый паблик-арт находится в стадии поиска своих языков, новых форм и территорий, совершенно не обязательно природных. Он прощупывает окраины и площади городов, присматривается к заброшенным зданиям и является в новых пространствах, он стихиен и организован, он социален и асоциален, он разный, но главное — он находится в непрерывном диалоге с людьми, вызывая желание подойти к нему поближе, вступить в коммуникацию. Новый паблик-арт развивается вместе с теми, кому искусство должно быть так же необходимо, как дождь, снег, солнечное сияние, леса, поля, горы и звезды.

Проекты второго фестиваля ГУМ-Red-Line представляют несколько направлений, в которых развивается паблик-арт: ленд-арт, концептуализм, медиаискусство, постмодернизм, сюрреализм, абстракция, интерактивные инсталляции, — а также выстраивают диалог с советским монументальным искусством. Делая выставку «Красный сад», мы собрали восемь разных ярких художников и предложили им высказаться на тему сада. Точки зрения художников выражают личное восприятие природы искусства и, при всей стилистической и поколенческой дистанции между работами и авторами, вся концепция проекта пропитана идеями сада-цветения, сада-философии и сада — конгломерата элементов. Так, «Гномон» Андрея Филиппова — песочные часы, элемент садовой архитектуры. Часы маркируют тему времени, космической силы светил, отмеряющей день за днем истории. Время дает новую жизнь древним символам. «Звезда» — сюрреалистическая рифма России XX века. С помощью новых лучей художник придает динамику полета статичной и уверенной звезде. Новый смысл обретает и такой элемент сада, как ростовая скульптура: прообраз скульптуры «После Макоши» Дмитрия Аске — Макошь, в славянской мифологии покровительница труда, прядения и творчества — будет способствовать удаче возле Мануфактур Bosco. «Французский de Sad» Дмитрия Жукова воплощает победу жизни внутри формы, во имя которой под ножницами садовников гибнут побеги. «Стабильная конструкция» Ермакова символизирует трансформацию, присущую всем современным сущностям — от мира искусства до сада. Молодые художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин предлагают попасть в интерактивные дебри «Непроходимой чащи», как некий традиционный для садово-парковой архитектуры лабиринт. Тему садовой скульптуры развивает Аристарх Чернышев — его «Большая античная голова» с чертами Александра Великого воплощает идею бесконечного переосмысления, базовой перезагрузки (reloading) ценностей в ходе истории. К базовым архитектурным брендам и их укоренению в российской среде обращена работа артели Полисского — «Колонна» из серии «Русская античность», собранная из важнейшего российского материала — дерева.

Важнейшим связующим звеном проекта стала сознательная работа с масштабом и связанное с этим стремление к монументальности. Идеология проекта — осмысление идеи сада как желанного места во все времена — от античного акрополя, средневекового монастырского сада до усадебного парка нового времени и современного городского сада. Сада как места, где смена вкусов и стилей искусства совершалась в форме, очищенной от политических настроений и открытой людям.