Что такое паблик-арт? Какие произведения этого направления вас вдохновляют?
Это искусство в общественном пространстве, которое появляется санкционированно и при финансовой поддержке властей или коммерческих компаний. Это могут быть скульптуры, росписи, инсталляции, световые проекции, перформансы и так далее. Меня вдохновляют качественно сделанные масштабные проекты. В свое время меня своим размахом, разнообразием материалов и географией проектов впечатлили скульптуры Флорентина Хофмана, Кавса, Ксавье Вейана. Еще очень нравятся росписи Владимира Манжоса (Waone) и Алексея Бордусова (Aec). У них потрясающая техника исполнения, детализация и продуманное содержание. На мой взгляд, они являются лучшими художниками «уличной волны» на постсоветском пространстве. Также я бы отметил инсталляции и концептуальные росписи испанского художника Спая (Spy). У него очень нетипичный подход к работе с общественным пространством. Я часто показываю работы этих художников на своих лекциях.
Какими качествами должно обладать искусство для общественных пространств?
В первую очередь, оно должно удивлять. Хотелось бы, чтобы оно было доступно и близко — как подготовленному зрителю, так и простому горожанину. Также оно должно быть сделано качественно и рассчитано на существование в открытом пространстве.
Когда вы впервые задумались о том, чтобы сделать паблик-арт-проект?
Думаю, о масштабных росписях я задумался лет пятнадцать назад, а о скульптурах — примерно лет пять-шесть. Могу точно сказать, когда я начал работать в этом направлении. Первые рисунки на жилых домах в Выксе, Салавате и Москве я сделал в 2013 году. А первую городскую скульптуру по моему проекту изготовили в 2019-м для компании «ИНТЕКО». До этого я делал скульптуры только для выставок и биеннале.
Расскажите о вашем проекте для выставки «Красный сад».
Моя скульптура называется «После Макоши». Образ женщины, держащей над собой небосвод, является универсальной метафорой важности места женщины в мире. Слово «после» в названии говорит о том, что, несмотря на смену верований, мировоззрений и общественных укладов, женская суть остается неизменной. Когда я стал отцом и в полной мере ощутил, сколько сил и терпения требуется женщинам, которые становятся матерями, мое уважение к ним стало еще больше. Поэтому в своих работах я периодически обращаюсь к этой теме.
Какие черты, на ваш взгляд, необходимы настоящему художнику сегодня?
Мощная мотивация, целостное мировоззрение, желание узнавать новое, применяя эти знания, и умение донести свои работы до зрителя. А также самодисциплина, ответственность и коммуникативные навыки.
Какие темы или идеи принципиально важны для вас в искусстве?
Для меня важно понимание взаимосвязей внутри искусства разных периодов и знание истоков тех идей, которые транслировали художники или те, кто о них писал или вдохновлял их. Искусство для меня является инструментом познания мира и своего места в нем. Чтобы его создавать, нужно понять, что ты хочешь сказать зрителю своими произведениями. А для этого нужно самому сформироваться как личность с четким взглядом на происходящее вокруг. Поэтому я бы сказал, что основной темой в искусстве для меня является поиск места и задач человека в этом мире.
Какой отклик на ваши произведения ценен для вас?
Ценен любой отклик, так как сейчас внимание зрителя очень расфокусировано из-за обилия информации. Больше всего меня радует, когда мои проекты вдохновляют людей что-то делать самим.
Есть ли место, где вы мечтали бы установить свою работу паблик-арта?
Не задумывался об этом. Думаю, что подходящие места появятся со временем, главное — продолжать работать в данном направлении. В этом году у меня много запросов на создание скульптур для общественных пространств. Посмотрим, что будет дальше. Сейчас я больше думаю о материалах и технологиях для создания объектов. Например, здорово было бы сделать работу в виде воздушного шара.