English

Что такое паблик-арт? Какие произведения этого направления вас вдохновляют? 

Наш паблик-арт я называю архстоянием, то есть это такой вид искусства, при котором произведения рождаются и устанавливаются в природной среде, в соавторстве и в тесной связи с людьми. Я так проверяю, хорошо это или плохо, потому что всякую ерунду люди делать не будут. Сперва они оценивают затею, говорят: «Нормально, дядя Коля, нам нравится», — и у меня нет проблем с объяснением своего искусства: сами и создают, и объясняют. В мире не так много паблик-арта, который бы мне нравился. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что мы на острие этого процесса. А так, из художников мне нравятся Ричард Серра, Христо, Аниш Капур, Даниэль Бюрен. Его полосатые столбики («Колонны Бюрена», 1986) убрали из Парижа, потому что народ возмущался, а мы в 1989 году их видели, и мне они нравились. Кое-что есть в мире, но исследования в области паблик-арта еще впереди, потому что совсем недавно народ стал в массовом порядке потреблять искусство. Раньше это было элитарной зоной, и осмысление того, что нужно людям, еще идет. Паблик-арт — это искусство, которое должно удовлетворять народного заказчика; такого искусства, по сути, еще нет.

Какими качествами должно обладать искусство для общественных пространств? 

Это искусство должно быть людям интересно. Они по доброй воле должны хотеть на это смотреть. Пусть ругаются, придумывают смешные названия, но к нему не должна зарастать народная тропа. Вот мое искусство воспринимается лучше всего в Никола-Ленивце. А в городах сложнее работать. Там начинают обвинять, что потратили их деньги на ерунду. А причина — бедность. Им не до этого. В благополучных странах — Франция, Япония — там другое, но там тоже нужно привлекать добровольных помощников, любителей искусства, и они всё объяснят другим, кто будет недоволен. Везде важно привлечение людей к совместному творчеству, это единственный путь к пониманию паблик-арта.

Когда вы впервые задумались о том, чтобы сделать паблик-арт-проект? 

Все это случилось зимой 2000 года. В начале января мы большой командой художников и архитекторов были в Нижнем Новгороде на обсуждении будущего филиала ГЦСИ в нижегородском Арсенале. Было очень много снега вокруг. Я дремал в автобусе. И вдруг эти снеговики прямо мгновенно встали у меня в голове. И я поехал в Никола-Ленивец, потому что там кого-то знал. А был мороз, самим не слепить столько снеговиков. Я сказал дяде Юре: «Бери мужиков, 10 рублей за снеговика, пускай слепят». Нарисовал эскиз и забыл. И вот он через недели две звонит: «Ну что, приезжай! Все готово». И где-то 23 февраля мы с Костей Батынковым и Сережей Лобановым приехали и были потрясены. Нашли фотоаппарат, стали снимать. Потом показал фотографии Василию Бычкову, и он предложил выставить их на «Арт-Москве». И я почувствовал, что историю оценили. Тогда все чем-то совершенно другим занимались. А тут такой импрессионизм XXI века. Меня укрепило признание профессиональным сообществом. Но что дальше? Я решил, что надо сохранить «единство места и действия», и летом в Никола-Ленивце скосили мы траву и стали делать «Зиккурат». Я понял, что у меня в руках ресурс — земля и люди, которые готовы со мной вписываться в любые аферы, — и, если я это не использую, буду круглым дураком. Все предыдущие культурные знания я убрал в заплечный мешок и занялся новым делом с яростью и энергией. И все закрутилось: выставки во Франции, начали приезжать люди, художники. Где-то восемь лет я один работал со своими сельскими соавторами, но место намолилось, и возник фестиваль.

Расскажите о вашем проекте для выставки «Красный сад». 

Я люблю делать колонны, у меня много проектов подобного рода. Колонна из виноградного дерева во Франции в городе Ди. «Граница империи» из множества колонн в Никола-Ленивце. Была у нас плетеная колонна в Старом Манеже, колонны «Вселенского разума» и много еще. А в новой серии «Русская античность» я фактически копирую античную колонну, но из деревенского русского материала: каннелюры, капитель, база. На выставке будет стоять шестиметровая, совершенно полноценная колонна в духе русской античности, а в галерее — руинированная серия: отдельно капители, фрагменты колонн и строений, как мы привыкли видеть на руинах античных городов.

Какие черты, на ваш взгляд, необходимы настоящему художнику сегодня? 

Я бы определил хорошего художника так: за именем и фамилией должна вставать ясная картина его работ. А если образ рассыпается креативными штучками — это не совсем художник. Художник — это судьба, которая рождает в конечном итоге ясный продукт. У него может быть совсем немного вещей, но это должна быть обязательно весомая добавка к тому, что уже есть.

Какие темы или идеи принципиально важны для вас в искусстве? 

Темы любые могут быть. Меня меньше волнует литература, социальщина, хотя я вполне могу оценить это у других. Мое — это органичность, создание объекта на пустом поле и чтобы к нему не зарастала народная тропа. Направлять движение человека в поле, чтобы он понял, что надо подойти. Бывает, видишь где-то руины храма или чего-то еще, и совершенно непонятно, что тут было, но место дух захватывает, заставляет тебя задуматься, порассуждать, возвращаться. В этом главное и есть: сделать что-то, чтобы человек мог принять эту вещь как часть своего мира.

Какой отклик на ваши произведения ценен для вас? 

Да любой. Иногда слушаешь и диву даешься. Бабушка с внуком придет — что-то свое заметит, а гениальный философ Лидов придет и начнет меня лечить о сакральности. Я ему говорю: «Нет тут никакой сакральности!», а он на своем стоит: «Нет, есть, что ты отрицаешь!» А я не соглашаюсь. Поповские бредни. Но есть вещи, из-за которых человек готов обманываться — настолько его они манят. И сделать такую вещь, которая человека по-хорошему обманывает, — это главная задача.

Есть ли место, где вы мечтали бы установить свою работу паблик-арта? 

Конкретного места нет, но я всегда рад, когда меня приглашают в какое-то необычное природное место. Я их коллекционирую! Несколько лет назад меня позвали в Якутию, в деревню Владимирка. Мне показали абсолютно космический пейзаж. И сразу в таких местах начинает работать мысль. Новое место дает колоссальную энергию. Одна проблема — не навредить, не испортить красоту. Ясно, что это временная вещь, но все равно люди с удовольствием должны воспринимать ее. Как правило, меня приглашают в депрессивные территории, призывая искусством бодрить местность. Вот и зовут художников возвращать жизнь. И мне, конечно, нравится устанавливать что-то в таких местах, где я бы не оказался сам. Для разнообразия коллекции!