English

Что такое паблик-арт? Какие произведения этого направления вас вдохновляют? 

Наверное, это искусство, находящееся в публичном пространстве. Появилось оно, скорее всего, как реакция художников на сложности в отношениях с музеями и галереями, а также на то, что улицы более многолюдны, чем выставочные площадки. То есть это искусство, обращенное к прохожему. Отсюда некоторая упрощенность и плакатность паблик-арта. Меня восхищают некоторые вещи некоторых авторов, работающих для улицы, но в целом я не очень люблю это направление из-за огромного числа неудачных вещей, которые портят и без того безобразные города.

Какими качествами должно обладать искусство для общественных пространств? 

Я бы хотел видеть уличное искусство, органично вписанное, или органично разрушающее, или даже пусть органично взрывающее пространство. Главное, чтобы это было органично, всегда с учетом всего того, что есть в окружении. То есть это искусство, находящееся в здоровом балансе со средой обитания.

Когда вы впервые задумались о том, чтобы сделать паблик-арт-проект? 

Я и не думал заниматься паблик-артом, меня это совсем не привлекало. Я с удовольствием занимаюсь небольшими объектами. Но, работая над темой звезды, сделав около 20 вариантов, я понял, что в данном случае мне не хватает масштаба и размаха, которые возможны только вне помещения.

Расскажите о вашем проекте для выставки «Красный сад». 

Моя работа посвящена звезде. Мне всегда нравилась граненая форма пятиконечной звезды — на мой взгляд, она безупречна. Звезда до сих пор, несмотря на смену государственного строя и образа жизни, остается в сознании людей главным символом нашей страны. Страна сильно изменилась, стала совсем другой, а звезда осталась прежней. Я решил сделать что-то вроде проекта по обновлению символа нашей страны. Я попытался привести звезду в соответствие со временем и ситуацией, как я чувствую. Оболочка звезды потеряла симметрию и получила дополнительные лучи, исходящие не из центра, имеющие отдаленное сходство с языками пламени. Ржавая поверхность звезды не случайна — это кортеновская сталь, ржавчина которой образует крепкую вечную корку, защищающую материал от дальнейшей коррозии.

Какие черты, на ваш взгляд, необходимы настоящему художнику сегодня? 

Тут все очень просто. Современному художнику нужны такие же качества, какие были нужны художникам на протяжении всех веков. Думаю, что требования к художникам за несколько столетий нисколько не изменились. Это способность чувствовать и видеть, это образное мышление, богатое воображение, целеустремленность, характер, трудолюбие, самоорганизация и, самое главное, по-настоящему сильное желание что-то создавать.

Какие темы или идеи принципиально важны для вас в искусстве? 

Много лет уже меня не отпускают две темы — это родина и роль наблюдателя; возможно, это и есть мои главные темы. Наверное, тут нужны какие-то разъяснения, но я не смогу внятно объяснить, что для меня значат эти слова.

Какой отклик на ваши произведения ценен для вас? 

Веселый огонек в глазах зрителя. Этого мне достаточно.

Есть ли место, где вы мечтали бы установить свою работу паблик-арта? 

Для своего объекта я бы выбрал площадку в лесу, не в парке, не на опушке, а именно в густом лесу, поросшем крапивой, мхом и грибами, прямо среди деревьев, возможно рядом с небольшим озером. Мне кажется, грубые, ржавые грани звезды могли бы очень органично смотреться в сказочном русском лесу.